На написание этой статьи меня вдохновила одна моя клиентка. Суть ее истории заключается в том, что не так давно она встретила на своем жизненном пути молодого человека. Встреча была случайной, просто в любимой кафешке, понравились друг другу, начали встречаться чаще, он периодически стал оставаться на ночь, ну и конечно же моя клиентка в него по-тихоньку начала влюбляться. Он в свою очередь товарищ немного странноватый, был женат, есть маленькая дочка, по всей видимости его жена была чуть ли не единственной его женщиной в жизни, из-за которой сложились немного странные понимания об отношениях в целом. Моя клиентка Оля, женщина с опытом в отношениях, более того она прошла очень много трудностей и жизненная закалка у нее приличная. Она не понимает многих его поступков и действий в частности она не понимает отношения мужчины который спит в ее постели и может пропадать на 10 дней без каких либо видимых причин, и вот она мне задает вопрос - что это за поведение? Ладно пусть закрутился, замотался и т.д. ,но не на 10 же дней! Я в таких случаях всегда отвечаю однозначно, если мужчина не может позвонить или написать смс, значит тут две причины - он в коме, или он просто не хочет. Тут же возникает следующий вопрос - не хочет, но а как же вроде банальное уважение ведь пообещал же? На первый взгляд, да вроде как банальное, но а Вы вообще задумывались над самим словом "уважение" что оно означает, с чем его едят и как на самом деле оно должно проявляться во взаимоотношения? Совместно с Олей, мы пролистали некоторый материал найденный в книгах и на страницах интернета и вот выводы, лаконичны и просты.
Вообще-то уважение человека начинает формироваться с детства, т.е. все зависит от родителей, от их отношения к своим чадам. Привожу пример, сидит Ваш детеныш чем-то занимается, рисует например, Вам срочно понадобилось чтоб он убрал свои игрушки (вроде это не потерпит пол часа), и Вы начинаете говорить ребенку - Ваня или Маша иди немедленно убери свои игрушки а потом будешь рисовать дальше - как правило настроение рисовать у ребенка пропадает сразу, и конечно же игрушки убирать он тоже будет постоянно с боем. Другая картинка той же самой ситуации - Ваня или Маша когда дорисуешь и освободишься убери пожалуйста свои игрушки - в таком диалоге - ребенок не теряет интерес к тому что делает и после (возможно конечно с напоминанием) спокойно уберет свои игрушки. Разницу улавливаете? В первом случае Вы не проявили уважения к тому чем ребенок занят, во втором случае - проявили, и однозначно действуя по второй модели Вы постепенно приучите своего ребенка к уважению труда и времени каждого человека, а соответственно к уважению в принципе, хотя возможно ребенок и не будет знать как конкретно это все называется. Не будем лукавить, но большинство из нас все таки воспитаны по первой модели поведения, и конечно же многим из нас чуждо понимание уважения.
Э. Фромм говорит что уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность... Согласна полностью, с таким суждением, действительно в нем есть смысл, ведь если мы не пытаемся ни кого переделать, значит мы 100 % принимаем человека со всеми его "тараканами".
Уважение - это проявление своего отношения, выражение словесное и выражение поступками, что люди (кстати и предметы в том числ) имеют для нас высокую ценность. Не обязательно это все осознавать и при каждом своем жесте думать, это уважение или нет, но если человек воспитан в более ли менее нормальных условиях, то он будет его проявлять не в зависимости от того как это все будет называться. Вернемся к моей клиентке Ольге, что же теперь получается, что ее молодой человек не уважает ее? Примерно так и получается, причин конечно этому всему может очень много, начиная с детства, и заканчивая последними отношениями, окружением и т.д., но тут вопрос еще в другом, а как человек может проявлять уважение к кому-то или чему-то если он не уважает себя?
Уважение к себе на самом деле может проявляться в двух формах, первая форма - уважение к своему физическому телу и вторая форма - уважение к своей личности. У парня Ольги с первой формой все в порядке, т.е. он постоянно чистый, опрятный, хорошо пахнет и т.д. А вот со вторым вполне могу быть проблемы. Проявляется уважение к своей личности путем свершения поступков, которые реально помогаю человеку расти как личности, помогают становится более хорошим, добрым, честным и образованным. Что для этого всего человек конкретно должен делать: стремиться к познанию чего-то нового (и не важно сколько Вам лет, хоть и 101), всегда быть честным с окружающими и в первую очередь с самим собой, всегда делать то что говорит или обещает - этот список можно продлить до бесконечности. Вот я и прихожу к выводу, что по всей видимости наш герой имеет проблему именно с вторым фактором уважения к себя, т.е. что получается, он обещает - я позвоню - не звонит, я напишу - не пишет, я приеду или приду - не приходит, так вот на самом деле кто должен задуматься об уважении? В первую очередь парень Ольги, он должен понять что не выполнив какое либо обещание он в первую очередь опускается в своих глазах, а уж во вторую очередь в ее. И что со всем этим делать? Думаю что нужно ему попытаться объяснить вот эту простую математику, в конце концов дать прочитать эту статьи и попросить сделать выводы, а может в ней он как раз себя и увидит?